Внутренняя регуляция деятельности

4Итак, научному сообществу присуще внутреннее урегулирование вопро­сов, возникающих в ходе профессиональной деятельности. И хотя социоло­ги науки в период, непосредственно следующий за публикацией куновской «Структуры научных революций», были склонны выделять и преувеличи­вать такие явления, как разногласия и затруднение коммуникации между сторонниками различных парадигм, доходя порой до сильной версии тезиса несоизмеримости (см. § 4.4), все же ход науки демонстрирует другую тен­денцию. Не закрывая глаза на различные отклонения и противоречия, мы должны признать, что в сложном сплетении событий научной жизни существует, если воспользоваться выражением У. Куайна, «объективная тяга» (objective pull). История науки показывает, что в конечном итоге разногласия ученых сглаживаются и общее признание завоевывает более перспективная парадигма; причем консенсус достигается не благодаря авторитету той или иной группировки, которая подавляет остальные, а исходя из рассмотрения самого существа дела, т.е. содержательно. Консенсус достигаегся не каки­ми-либо формализованными процедурами, подобно политическим приемам (голосованием, командным способом или еще как-то), а совершенно уни­кальным образом, специфичным, пожалуй, именно для науки. Это тот случай, когда побеждают все-таки действительно рациональные сообра­жения, когда даже меньшинство может со временем убедить оставшихся членов сообщества в своей правоте, и те согласятся с убедительными довода­ми и перейдут на другие позиции.

Внутренняя регуляция деятельности научного сообщества держится на преимущественном познавательном интересе ученых, т.е. их наце­ленности на достижение истины, на совместное научное продвижение, на улучшение гипотез, теорий, методов, на постоянное приращение зна­ний в целом. Научная деятельность принципиально ориентирована на новации, открыта для любых предложений, способных оптимизировать научные знания. Внутренняя регуляция деятельности ученых осуществ­ляется так, что от их разногласий выигрывает сам же познавательный

интерес. По определению, научное сообщество занимается принципиально коо­перативной деятельностью[7]. Функционирование научного сообщества — яркий пример того, что Ю. Хабермас называет коммуникативным дейст­вием, т.е. действием, изначально ориентированны на взаимопонимание; исследование в одиночку — это самопротиворечивое понятие. Подобно тому как всякая аргументация предполагает второго участника, которо­му она адресована, так и научная деятельность в целом предполагает со­общество, которое интерсубъективно обсуждает, критикует, проверяет

и обосновывает те или иные решения.

Tags:

Comments are closed.